Профилактика заболеваний офисного характера
Медиками достаточно быстро были выявлены определённые проблемы со здоровьем в среде офисных работников. Ошибочно мнение, что у человека, работающего в помещении, больше шансов избежать различных заболеваний. Конечно, здесь не дует ветер и не капает дождь так, как это часто бывает в случае с «уличными» профессиями. Но за таким комфортом нередко скрывается опасность различных нарушений в собственном теле и психике.
Основные вредные факторы
1. Офисная техника и оборудование
Монитор, в который часами глядит работник, негативно воздействует на нормальную функциональность глаз. Работа на клавиатуре способствует развитию онемения кистей, а также боли в суставах пальцев. Электромагнитное излучение, исходящее от компьютера, оказывает комплексное угнетающее воздействие на организм человека.
2. Неправильная поза за столом
Возникает в случае, когда высота стола и стула не соответствует росту работника. В результате этого нарушается оптимальное значение расстояния от глаз до монитора, а также угол обзора, ощущается напряжение в районе позвоночника, рук, ног. Это может привести к различным заболеваниям (например, сколиоз, остеохондроз, варикозное расширение вен).
3. Нарушение режима работы и отдыха
Увлечённость работой и, как следствие, отсутствие необходимых перерывов, способствует постепенному развитию синдрома хронической усталости.
4. Плохая освещённость и вентиляция рабочего помещения
Очень часто положению рабочего места в офисе уделяется незаслуженно мало внимания. А надеяться только на искусственные источники света неправильно, так как часто они вовсе не безобидны (к примеру, могут обладать характерным мерцанием, вредным для сетчатки глаза). Ещё одну опасность несёт в себе плохая или, напротив, слишком сильная вентиляция (всеми любимые системы кондиционирования), которая может вызывать нарушение работы дыхательной системы и даже способствовать развитию болезни сердца.
5. Нарушение микроклимата личностных отношений
Не стоит забывать и о конфликтных ситуациях, возникающих в коллективе, усугубляемых различием ценностей, целей, идеалов, а также авторитетом начальства и наличием родственных связей у отдельных сотрудников.
6. Негативное мышление, стресс на рабочем месте
Произрастают на почве неудачного опыта и ошибок. «Удобрением» служит слишком большая загруженность работой и различного рода информацией.
Предупреждение офисных заболеваний
1. Правильная работа с компьютерной техникой
Основное, что нужно принять во внимание ‒ это расстояние, на котором находятся глаза работника от монитора. Оно должно составлять 45 сантиметров и более. Конечно, оно может варьироваться в зависимости от читаемости текста или просмотра видеороликов. При этом угол наклона глаз вниз не должен превышать значения в 35 градусов. Если имеются проблемы со зрением, необходимо обратиться к специалисту.
Важным моментом является умение правильно работать с клавиатурой. Оптимальным считается такое положение кистей рук, при котором они не свисают и не тянутся вверх. Значительно облегчит жизнь офисного работника умение печатать всеми десятью пальцами «вслепую».
2. Правильная посадка за столом
Для начала необходимо обзавестись столом и стулом, которые можно регулировать по высоте. Критерием успешной регулировки можно считать следующее положение: бёдра должны располагаться параллельно полу, голени ‒ перпендикулярно.
Крайне нежелательно сидеть, закинув ногу на ногу. Это способствует онемению нижних конечностей и ухудшению кровообращения.
Руки на столе должны располагаться свободно, под углом 80-100 градусов. Такое положение разгружает сразу несколько групп мышц.
Безусловно, положение спины при работе заслуживает особого внимания. Она должна быть идеально прямая, плотно прилегать к спинке стула. Плечи в расслабленном состоянии, голова никуда не наклоняется.
3. Перерывы на отдых
Рекомендуется делать каждые 30 минут. Во время таких перерывов необходимо делать простые упражнения для тела и глаз, разгрузки психики. Чтобы в очередной раз не забыть отдохнуть, можно использовать специальные программы-таймеры, которые подскажут, когда пора сделать перерыв.
4. Естественное освещение и проветривание помещения
Самым лучшим вариантом будет расположение рабочего места вблизи окна так, чтобы по максимуму пользоваться естественным источником света.
Необходимым условием является ежедневное проветривание помещения. Интервал проветривания ‒ 2 часа, продолжительность ‒ от 5 до 15 минут.
5. Профилактика психических расстройств
Психика человека, равно как и тело, нуждается в периодическом отдыхе. Успокоить нервную систему и позитивно настроиться поможет приятная любимая музыка, медитация в спокойной обстановке, прогулки на свежем воздухе. А занятия спортом повысят устойчивость организма к стрессам и прогонят прочь негативные мысли.
Помните эти простые правила и будьте здоровы!