Ангелина Дронова — автор кукол ручной работы
«Всё, что нас окружает, может служить источником вдохновения»
На свете множество видов деятельности — выбрать из них именно свой очень сложно. Тем не менее, некоторым удаётся найти своё призвание, причём в самых необычных профессиях. Ангелина Дронова стала кукольным мастером и сейчас создаёт авторские куклы с портретным сходством, исторические, интерьерные. От её работ просто невозможно оторвать взгляд. Обо всех тонкостях этого ремесла читай в интервью.
Когда куклы впервые появились в твоей жизни? Училась ли ты их создавать?
Я занимаюсь авторской куклой около двух лет. Конечно, я училась этому и продолжаю учиться сейчас. В основном, это самообразование, но иногда я участвую в мастер-классах других кукольников.
Поделись воспоминанием о первой кукле, которую ты сделала своими руками. Хранишь ли ты её до сих пор?
Первую свою куклу я сделала ещё в школе. Это была синяя картофелина-марионетка в вязаной шапке и с чирлидерскими помпонами в руках. Эта кукла сохранилась у моей мамы.
Расскажи немного о процессе создания куклы. Сколько времени уходит на создание одной?
Вопрос про время всегда вводит меня в ступор. Я делаю обычно несколько работ подряд, поэтому не могу точно сказать, сколько времени уходит на одну куклу. Да и куклы все разные. Ван Гогу, например, я один пиджак делаю неделю-полторы. А какие-то куклы можно целиком за неделю сделать. Процесс создания тоже сильно разнится. Иногда сперва появляется идея, которую ты затем воплощаешь. А иногда просто лепишь кого-то, и понимание, кто же это, приходит уже в процессе. Иногда кукла начинается с головы, а иногда на столе лежит готовое тело в одежде, а головы всё нет и нет. Если просто перечислять этапы создания кукол, то это: продумывание идеи и образа, лепка, создание выкройки, шитьё и набивка тела, роспись, изготовление парика и костюма.
Какими материалами ты пользуешься?
Я делаю кукол из самозатвердевающих пластиков. Кроме этого, нужны различные ткани для туловища и одежды. Я очень люблю ткани ручного крашения. Для волос использую волокна крапивы. Это основное. Но мне нравится пробовать разные материалы, поэтому в отдельных работах использую эпоксидную смолу, гипс, папье-маше, проволоку, бисер и многое другое.
Ты уделяешь внимание не только самой кукле, но и её наряду. Подсматриваешь какие-то фасоны в журналах или сама придумываешь им одежду?
Я просматриваю ежедневно очень много информации, в том числе обращаю внимание и на одежду. Насмотренность — очень полезная штука. Но я люблю минималистичные образы, поэтому заимствовать особо нет нужды. Брюки — они и есть брюки, что там подсматривать.
Твои куклы — это конкретные герои? Можно ли сказать, что все они — жители какого-то неизведанного таинственного мира?
Нет, я не выдумываю для кукол никакого отдельного мира и не хочу приписывать моим работам то, чего нет. Я считаю, что наш мир гораздо таинственней, чем я могла бы придумать. И я хочу говорить посредством своих работ именно о том мире, в котором мы живём. Для меня это более важно.
Серии не связаны друг с другом, у каждой есть свои задачи и идеи. Разные кукольные серии развиваются параллельно, и некоторые из них совсем друг с другом не пересекаются. Они говорят о разном. Некоторые куклы — это, конечно, конкретные герои. Например, работы из серии по мотивам портретов. Но остальные — это просто образы. Для меня они одни, для кого-то — совершенно другие.
Ван Гог, Фрида Кало, Пабло Пикассо — ты делаешь кукол с лицами известных людей, а просили сделать по фотографии живого человека? Как к этому относишься?
Да, иногда такие просьбы поступают, но я беру подобные заказы в очень редких случаях. На данном этапе делать портретные куклы живых людей мне не интересно. Возможно, в будущем это изменится, не буду загадывать. У серии по мотивам портретов есть несколько целей. Первая — несколько эгоистичная. Я хочу таким образом глубже изучить живопись. Вторая — просветительская. Мне часто пишут, что благодаря моим куклам узнали того или иного художника. Я считаю, что это очень здорово! Поэтому я так долго не бросаю эту серию, думаю, что она всё-таки важна.
Среди твоих кукол присутствуют и мифологические существа: русалки, райские птицы и Сирин. Мифология — твой единственный источник вдохновения?
Мифология — важный, но далеко не единственный источник вдохновения. Меня вдохновляет живопись, иллюстрация, фотография, люди, книги и многое другое. Мне кажется, вообще всё, что нас окружает, может служить источником вдохновения. Вопрос лишь в том, на что ты обращаешь внимание.
Некоторые верят, что у куклы есть душа. Что ты думаешь по этому поводу?
Долгое время я не могла себе признаться, что перестала верить не только в деда Мороза, но и в Бога. Мне казалось это неправильным, ведь все близкие — верующие. Но призналась, и стало легче. Я не знаю, есть ли вообще душа в религиозном понимании этого слова. Но я точно не настолько эгоцентрична, чтобы верить, что душа может возникнуть в моих работах. Это просто куклы, это мой способ высказаться и ничего больше. Они ничем не отличаются от чашек или картин, но человеку свойственно наделять вещи человеческими качествами.
С какими сложностями ты столкнулась, когда начала заниматься своим творчеством?
В начале никаких сложностей не было. Были незнание, неумение, неопытность, как и в любой новой сфере. Но это просто один из этапов, без него никак. Зато было огромное желание научиться, понять и просто делать.
Расскажи о своей любимой кукле.
Это очень стандартный ответ, но любимая кукла — последняя. Последняя на данный момент — девочка с витилиго, она же сейчас любимая. Но скоро это изменится.
Считаешь ли ты, что куклы дарят не только огромное эстетическое вдохновение, но и несут за собой авторскую нагрузку? Сохраняется ли в кукле частичка тебя?
Если автор вложил в свою работу какую-то мысль, то нагрузка есть. Если не вложил, то это просто красивая деталь интерьера. Я считаю, что оба варианта имеют право на существование.
Я не люблю словосочетание «частичка меня», но, конечно, я вкладываю в работы свои эмоции и определённые посылы. Стоит ли без этого заниматься творчеством?
Каждая твоя кукла говорит о твоих трепетных чувствах к ней. Тяжело ли тебе с ними расставаться?
Есть несколько работ, с которыми мне было жаль расставаться, но это скорее исключение. Я делаю кукол не для себя, мой дом слишком мал для них. Мне хватает оставшихся фотографий. Я рада, когда куклы находят себе нового владельца. Это гораздо приятней, чем чахнуть над ними и знать, что никто больше их не увидит.
Расширяя представление о нормальности и красоте, ты создаёшь, например, русалок-сиамцев, девочку с витилиго и других. С какими мыслями ты приступаешь к созданию таких кукол?
Собственно, с такими мыслями и приступаю. Хочу, чтобы больше людей научились понимать и принимать друг друга, не зацикливаясь на различиях.
Поделись своими планами и мечтами на будущее.
Я уже давно перестала строить планы. Так нервы целее, а поле для манёвров больше. А мечты берегу от посторонних глаз до момента их реализации.
Блиц-опрос
1. Кошки или собаки?
Кошки.
2. На что у тебя аллергия?
На воду.
3. Кого из голливудских актёров пригласила бы на свидание?
Голливудские актёры хороши на расстоянии.
4. Где бы хотела встретить старость?
Важно с кем, а место не имеет большого значения.
5. Какая бы песня стала саундтреком твоей жизни?
В мире слишком много хороших песен, чтобы выбирать одну для целой жизни. Вдруг у меня вкус музыкальный изменится, а песня уже выбрана.