
Интервью со стюардессой
Марта убедит любого, что летать не страшно, а как раз наоборот
Работа стюардессой — пожалуй, самая романтичная из всех профессий, мечта любой девушки. А вот наша героиня Марта Соло не всегда хотела в авиацию, но когда загорелась этим, её было уже не остановить! И даже рост в 163 см не стал помехой. История Марты показывает, как важно верить в себя и идти до конца. Ведь награда — это жизнь мечты и возможность помогать людям относиться к небу как к другу.
Марта, ты работаешь стюардессой в ОАЭ и ведёшь блог об этом в Instagram. Расскажи, как ты пришла к небу?
Я веду блог стюардессы уже больше двух лет. Сначала хотела писать про жизнь в Дубае и иногда о рабочих буднях экипажа, но увидела, что людям очень любопытно узнать, что же происходит на борту самолета на самом деле, тогда я и ушла с головой в небо.
Я приехала в Дубай семь лет назад как продавец-консультант в мебельный отдел магазина Bloomingdale’s и пробыла там полтора года, параллельно подавая заявки в разные авиакомпании. В одну – не прошла. В другую – отказалась сама. И на третий раз получила заветное письмо с поздравлениями. Причина моей настырности была прагматичная: в Дубае дорого жить, а в авиакомпаниях хорошо платят (улыбается).
Но о работе в команде экипажа я мечтала с 18 лет. Однажды увидела, что стюардесс набирает наша белорусская авиакомпания “Белавиа”, прочитала критерии. Среди них было: рост 165+ см и стопроцентное зрение. Тогда я носила очки, а мой рост остановился на 163 см – я вздохнула и забыла.. В Дубае осуществить мечту оказалось реальнее!
Может быть, в выпускных классах школы у тебя были колебания, куда пойти, чем заниматься, или ты чётко решила, что твоя стихия — небо?
В выпускных классах у меня не было даже идеи, кем я хочу стать! Но в университете, в котором училась моя сестра, открыли новый факультет — «Издательское дело и полиграфия» — для поступления нужно было сдавать как раз те предметы, в которых я была сильна: английский и русский. Я поступила.
А небо… После моего первого полета в роли пассажира у меня так сильно заложило уши, что на несколько дней я перестала слышать. Тогда я убедилась, что это точно не мое и перестала думать о работе в экипаже.
Каково это — учиться на стюардессу?
Учеба полностью проходила на английском. Мы заучивали много авиационных терминов, мне приходилось переводить их со словарем, надписывать сверху перевод, пока я не стала полностью владеть терминологией.
Обучение длилось 2,5 месяца. Первый – теория техники безопасности: как открывать двери, как вести себя при пожаре и в других экстренных ситуациях. Второй месяц – практика. Мы открывали двери, отрабатывали команды и практиковали сценарии эвакуации. Последующие две недели — основы первой медицинской помощи. И еще две недели мы обучались сервису: как общаться с пассажирами, как приготовить и разогреть еду.
Было очень интенсивно! Учеба начиналась в 7:30, а заканчивалась в 16 часов. 5 дней в неделю. Дома надо было повторять, ведь раз в неделю устраивали экзамены. Один раз не сдал — есть шанс пересдать. Если не успеваешь в учёбе тотально, могли исключить.
Ночи были бессонными, а дни — очень информативными. Во время тренинга даже был комендантский час — 23:00, позже возвращаться в общежитие было нельзя.
Рейсы в какие страны тебе больше всего нравятся и почему? И есть ли нелюбимые рейсы?
У меня несколько любимых рейсов. В Японию, потому что японцы очень уважительно относятся к экипажу и к самолету. После рейса салон настолько же чистый, как и до. Нравится летать домой: уже знаешь, чего ожидать от пассажиров. Что чай обязательно будут просить с лимоном, а из соков самым популярным будет томатный (смеется).
Нелюбимые рейсы… Ночные, потому что сбивается график. Вылет в полночь, прилетаешь обратно в 12 часов следующего дня. И не знаешь: то ли не спать до вечера, а потом отключиться, то ли поспать чуть-чуть, но в то же время вдруг ночью будет бессонница.
От чего зависит зарплата стюардессы? Сколько в среднем удаётся зарабатывать в месяц?
Зарплата зависит от того, как много ты летаешь. Приблизительную цифру можно посмотреть на сайте авиакомпании, когда подаешь заявку на работу. Есть базовая зарплата и ставка за каждый час полета. Если ты летишь куда-то с ночевкой, то дополнительно дают деньги на питание. Например, если прилетаешь утром, дают деньги на обед и ужин.
Можешь ли выделить поведение пассажиров, которое расстраивает бортпроводников?
Несоблюдение правил техники безопасности. Например, пристегнуть ремни – несоблюдение грозит травмой во время турбулентности. Еще неприятно, когда грубо обращаются с экипажем.
Поделишься самой забавной историей, которая случалась с тобой на борту самолёта?
Забавных историй очень много (смеется). Например, недавно спросили, есть ли у нас «dolphin bread». Мы с коллегами долго думали… Оказалось, что это круассан. Доля правды есть, по форме он напоминает дельфина. Или говорят «черный кофе с молоком». Черный и подразумевает, что он без молока. А с молоком — кофе с молоком.
Или когда встречаем одного и того же пассажира из рейса в рейс. Он уже шутит, что пора и ему зарплату начислять как члену экипажа.
Приходилось ли попадать в экстремальные ситуации в воздухе?
Ситуаций у меня, считаю, не было. Да была турбулентность, но не такая сильная, как у коллег, когда летали бутылки и пассажиры были перепуганы.
В грозу летали, но все было нормально. У знакомых молния ударила в самолет. Это не столь опасно, но случаи в истории бывали.
Какое самое главное качество, на твой взгляд, нужно для работы стюардессой?
Самое главное качество для стюардессы – это умение подстраиваться под расписание и коммуникабельность.
Ведь происходит так, что кто-то из пассажиров ждал транзита в аэропорту целые сутки, кто-то опаздывал на рейс и нервничал, кто-то боится летать. И тут их закрывают на N-ное время в самолете. Ты не выйдешь на следующей остановке — двери закрыты до конечной.
Поэтому еще у стюардессы должна быть любовь к своей профессии. Если ты не можешь справиться с какими-то неурядицами, начнется раздражение, которое через время приведет к депрессии, а пассажиры всё видят и замечают.
Не могу не задать несколько банальных и стереотипных вопросов. Скажи, бывает/бывало ли тебе страшно летать?
Мне бывало страшно, когда я покупала билет на самолет авиакомпании, о которой я не слышала до этого. Но вообще я понимаю, что самолеты проверяют и готовят перед каждым полетом, а всю команду экипажа (пилотов и бортпроводников) тщательно обучают.
Как стюардессы относятся к аплодисментам пассажиров после полёта?
Я воспринимаю их как торжественное завершение полета! Что пассажиры рады приземлиться, им понравился полет. Я знаю, для некоторых полет — это стресс, и они рады снова оказаться на земле. Пилоты, к сожалению, не слышат аплодисменты, потому что дверь в их кабину закрыта. И на посадку они всегда надевают наушники, через которые контактируют с диспетчерским пунктом. Поэтому все аплодисменты принимают на себя стюардессы. Но докладывают об этом пилотам (улыбается).
Не надоедает ли стюардессам всегда улыбаться?
Улыбка — это часть униформы, что ли. Если я иду по улице, то могу и не улыбаться, но если я в аэропорту, то всегда хочется улыбаться. Когда-то прочитала фразу: «Улыбка – это универсальная одежда. Один размер подходит всем». Я с этим согласна.
Как часто приходится работать с мужчинами-бортпроводниками?
На каждом рейсе. Стараются так миксовать, чтобы в команде был хотя бы один, а лучше — два парня. С ними весело работать и они всегда предлагают помощь.
Что вы делаете, когда начинается турбулентность, а кто-то из пассажиров сильно боится?
Мы просим пассажира дышать равномерно, а сами спокойным голосом рассказываем, что турбулентность – это обычное явление, что сейчас мы просто пролетаем в зоне плотных облаков. Что капитаны видят это на своих экранах и принимают действия. Что турбулентность не опасна для самолета, а только для тех, кто не пристегнут, а так как вы пристегнуты, все будет в порядке. Обычно люди успокаиваются.
Как устроен твой рабочий график? Есть ли возможность самой выбирать рейс или напарника? Как проходит твой рейс от начала и до конца (что нужно делать)?
В конце каждого месяца нам выдают расписание на следующий. Мы можем выбирать направления, просить выходные и рейсы с определенным напарником. Можно даже меняться рейсами, если совпадает время отдыха перед рейсом и длительность рейса.
Про обязанности и ход полета можно говорить очень много. Мы приходим на рейс за несколько часов до пассажиров, обсуждаем, как будет проходить рейс, знакомимся. Потом готовим салон, следуя определенным требованиям безопасности и комфорта. Раскладываем одеяла, наушники, проверяем, загружена ли еда. Когда приходят пассажиры, помогаем им найти свое кресло и подсказываем, как разместить ручную кладь. Когда все на борту, проверяем, чтобы багаж не был в проходе, а все полки были закрыты.
Дальше взлет, обед/ужин и все, что может случиться во время рейса (улыбается). Посадка и подготовка самолета либо к следующему рейсу, если летим обратно, либо для сдачи другой команде экипажа, если мы остаемся с ночевкой в пункте прилета.
Можно ли, на твой взгляд, побороть аэрофобию?
Некоторые люди ошибочно называют страх фобией. Если они хотят летать, но у них есть какие-то тревоги, нужно попытаться выявить их и объяснить. Кто-то просто боится турбулентности или не может спать сидя, например.
Полезно больше узнать о самолете и его внутренней «кухне» — я часто пишу об этом в постах. Недавно человек спросил, что это было: он зашёл на борт, увидел дым в кабине и испугался.
От незнания. На самом деле это был не дым, а пар, вызванный работой кондиционеров. Из-за разницы в температуре воздуха и влажности снаружи и внутри, он становится видимым. Если самолёт стоял на парковке где-то в жарком месте, он нагрелся. А когда пассажиры приходят на борт, кондиционеры включают на полную мощность, чтобы охладить салон. Отсюда и перепад. Если человек не знает этого, он может испугаться. А если знает, то все, у страха больше нет причин. Также и с турбулентностью, шумом в самолёте.
А вот если человек категорически отказывается летать, боится до паники, то это фобия. С фобией может помочь психолог.
За что ты любишь свою работу?
За то, что можно легко удивлять людей. Даже объяснив, что это за пар в салоне (смеется). Если человек не знает, куда вставить наушники, пробует, а ты проходишь, раз — и помогла ему. Его взгляд бесценен, будто произошла магия. Наверное, это. Чувство, что ты помогаешь.
И путешествия! Это неотъемлемая часть. Видеть новые страны, города..
Еще хорошие деньги, жизнь в Эмиратах.
И очень удобно: не надо думать, что надеть на работу (смеётся). Это всегда один и тот же костюм — униформа — и она очень изящная.
Как твои близкие относятся к тому, что ты редко бываешь с ними? Кстати, если взять месяц, то сколько из этого времени тебе удаётся находиться дома?
С близкими я вижусь несколько раз в год, они приезжают в гости, в Дубай.
Если взять месяц, то выходит 5-7 полётов. Рабочий день длится от нескольких часов, если это разворотный рейс, до трех-четырех суток, если мы остаёмся с ночевкой в другой стране. Между рейсами бывает 1–3 дня выходных, а минимум — 12 часов.
В общем, времени хватает, только нужно подстраиваться под ритм работы и чтобы близкие были понимающими. Потому что иногда мы возвращаемся с полета утром и нам нужно поспать.
Что для тебя твой блог в Instagram?
Сначала блог был просто записной книжкой, я писала разные мысли, цитаты. Со временем я узнала, какие темы нравятся людям, стала писать и получать много сообщений с благодарностями. Люди говорили, что после прочтения моих постов им было комфортней летать, они многое узнавали и стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Кто-то вдохновился стать стюардессой, кто-то — поменять жизнь и переехать в другую страну. А кто-то поменял свое отношение к этой профессии. Вы сами могли читать в интернете поверхностные комментарии, мол, «стюардесса — это простая официантка в небе». Так вот, я своими постами помогаю людям понять, что это на самом деле очень важная профессия с более ответственными обязанностями, чем просто раздать курицу в небе.
Я и сама стала узнавать новое о людях, возможно, моих будущих пассажирах. Так что блог — это взаимная выгода (улыбается).
Чем ты ещё занимаешься, кроме полётов и блога? Может, у тебя есть тайная страсть?
Это котики (улыбается). Сейчас я беру на передержку бездомных котов, я волонтер в организации, которая ищет им дом. И пока не найдут, они живут у меня. Раз в неделю я их отвожу на Adoption day — куда приходят люди, если хотят приютить питомца. Из моего дома получилось пристроить уже 12 котов.
Ещё я люблю писать. Хочу написать книгу — это моя новая мечта. Я знаю, что это реально, только требует усилий и времени, которого именно на это пока не хватает.
Ты уже думала о том, чем будешь заниматься, когда закончишь карьеру стюардессы?
Я еще не знаю, когда решусь на это (улыбается). Но точно продолжу путешествовать, попробую модный нынче фриланс. Возможно, к тому моменту, появятся новые удаленные профессии. Не вижу себя в офисе, хотя если это офис популярного тревел-журнала, где я буду соавтором —возможно.
Как ты думаешь, если бы не стюардессой, то кем бы ты работала? Можешь ли представить себя в другой сфере?
Я бы использовала свое образование и стала редактором или журналистом, работала в СМИ. Или в сфере туризма. В общем, я бы продолжала делать то же, что и сейчас, только немного по-другому.
Какой видишь себя через десять лет?
Через десять лет мне будет 40, так что вижу себя с семьей и по-прежнему занимающейся любимым делом — будь то путешествия, блогерство или что там еще придумают через десять лет. Не исключаю и полеты, но уже в частных авиалиниях. Или поищу работу, связанную с авиацией, на земле.