Мария Липина – фэнтези-фотограф
Воплощает сказки в жизнь
Фото-сказочница Мария Липина не только обыгрывает сюжеты сказок и фэнтези в своих работах, но и придумывает собственные. Старинная усадьба или северные льды, московские улочки или стамбульские мечети, изумрудный лес или Эйфелева башня – сюжет фотосъёмки может закрутиться где угодно, ведь в нашем мире так много волшебства, которое нужно заметить. Модели Марии могут по-настоящему почувствовать себя принцессами, русалками, охотницами или нимфами. А вместе с ними в грёзы фотографа окунается и зритель – от пролистывания профиля в Инстаграм просто невозможно оторваться.
Когда и как ты начала заниматься фотографией?
Фотографировать я начала в 2009 году, думаю, так же как и многие – с небольших фотокурсов и покупки первой дешевой «зеркалки» – тогда взяли в кредит на целый год, для нас это были большие деньги… Помню, как ходила по городу, и фотографировала интересные, на мой взгляд, здания. Получалось ужасно.
В каких жанрах ты снимаешь сейчас?
Я сама до конца не определилась с названием, обычно то, что я снимаю называют fairytale, art, fantasy… По сути, это портретная постановочная фотография в исторических и фэнтази-образах.
Чем тебя особенно привлекает съёмка-фэнтези?
Не только съёмки, но вообще всё в этой тематике – фильмы, книги, мода, музыка. Не знаю почему, так получилось с детства. Видимо, слишком перечитала «Властелина колец».
Почему тебе так близка «сказочная» тема?
Одно из ранних воспоминаний детства – мама читает нам «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Потом, когда я сама научилась читать, то мы сидели за этой книжкой вместе с младшим братом. Своё детство я провела среди сотен книг: у нас дома их огромное количество, родители читали и читают. А ещё моя мама – швея, и я «воспитывалась» в том числе на журналах Burda среди гор из тканей и пуговиц. Наверное, две эти многое для меня значащие темы как-то во мне внутренне переплелись и получилось то, что получилось.
Какая твоя любимая сказка и герой/героиня?
Я очень люблю русскую культуру и народные сказки, туда же отношу «Руслана и Людмилу», «Аленький цветочек». Нравятся сказки Андерсена, братьев Гримм – то, что обычно читается в детстве и оставляет глубокий след. Вы знали, например, что многие из этих сказок переписывались не один раз, со временем «смягчаясь»? А оригиналы были очень, очень жестокие. Почитайте первый вариант той же «Золушки» – достаточно криминальная версия.
Каким образом ищешь моделей, или они сами тебя находят?
Бывает по-разному, в основном через соцсети. Сейчас же век Инстаграм.
Фотограф должен уметь создать для модели комфортную обстановку или это не его задача? Как ты работаешь с людьми на съёмках?
Конечно должен, если хочет получить результат. На мой взгляд, вся съёмка – это ответственность фотографа. Думаю, нужно понимать, что сотни проектов были у вас, а вот у вашей модели всё, возможно, впервые в жизни, и ей действительно может быть страшно или неловко. Я люблю своих моделей, стараюсь, чтобы им было хорошо и комфортно. Мои съёмки часто проходят в довольно экстремальных условиях: минусовая температура, ветер, сугробы по пояс – обыденность. Но зато такие трудности помогают человеку быстро забыть о своих комплексах. Разве думается о, скажем, непрокрашенных корнях волос, когда рядом сидит настоящий, живой волк? И о маникюре забываешь, когда стоишь на льду посреди озера… В общем, весело у нас на съёмках, и психологически комфортно.
Ты часто бываешь в новых городах и странах. Вспомни самые яркие моменты из них, связанные с фотографированием.
Слишком много их было, так всё и не описать всё. Туманное утро на вершине Ай Петри… Полицейские, открывшие нам проход к фонтану Треви в 5 утра…. Тайский слонёнок, который чуть не сбил меня с ног… Мечети в Стамбуле… Бесконечные красные поля маков где-то под Бахчисараем…. Мои студенты в Бразилии, которые притащили живую змею, а одна девушка так боялась рептилий, что ей пришлось пропустить эту съёмку. При этом вопросе в голове всплывают сотни картинок! Через несколько дней лечу в Сочи, снимать магнолию – будет новое волшебное воспоминание и, надеюсь, волшебные кадры!
В чём обрабатываешь фото? Можно ли тебя назвать в большей степени фотохудожником, нежели фотографом?
Стандартно, в Adobe Photoshop, конечно. Можно, отчасти назвать фотохудожником… Да, я много обрабатываю.
Где можно познакомиться с твоими работами?
В моём профиле в Инстаграм.
Что тебя вдохновляет?
Целая куча всего, очень разные вещи. Это могут быть и показы Chanel, и заброшенная деревня на севере Пермского края, картины Васнецова и фильмы Бертона, романы Достоевского и мультфильмы Хаяо Миядзаки, пермский балет и уличные танцоры у Эйфелевой башни… Конечно, человека-визуала вдохновляет видимое – мода, стильные фильмы, какие-то детали. Хотя я куда больше читаю, чем смотрю кино, и часто представляю себе героев книг: как они одеты, как говорят, как их можно было бы сфотографировать.
Были ли у тебя нештатные ситуации, связанные с твоей деятельностью, интересные случаи?
Тоже, наверное, слишком много, чтобы выделить один. Модель, соскользнувшая в ледяную воду на съёмке – всё обошлось, на ней под платьем был гидрокостюм, даже не промокла, но я за неё сильно испугалась. Загоревшаяся в руках канистра с бензином. Павлин, расцарапавший модели в кровь руки и плечи. Приставшие к нам незнакомцы без определённого места жительства – их удалось отогнать с помощью незаряженного ружья, с которым мы снимали. Маленький крокодильчик, заползший под подол платья модели в Тайланде… Все мои съёмки – одна нештатная ситуация, но я стараюсь всё контролировать.
Фотография для тебя ремесло или искусство?
И то, и другое.
Фотограф должен публиковаться?
Не обязательно, я думаю. Эра журналов уходит, уступая место блогерам, инстаграмерам, соцсетям. Теперь каждый, кто хочет, и приложит достаточно усилий сам себе и модный журнал, и научное издание, и всё, что захочет. Я не читаю прессу, поэтому не вижу смысла в публикациях. Теперь судьбу фотографа не определяет прихотливое «нравится/не нравится» редактора глянцевого издания. У каждого может быть своя аудитория. Я сама себе журнал. Журнал сказок!
С кем ты сотрудничаешь?
Раньше много снимала в глянец, какое-то время это было основной моей деятельностью, но просто надоело. Сейчас сотрудничаю с блогерами, моделями, дизайнерами платьев. С такими же, как и я, одиночками. Я не командный игрок – не смогла работать в коллективе, и мне проще всё делать самой.
Как ты ведёшь свой блог в Инстаграм и на других платформах?
Просто выкладываю свои работы и даты следующих путешествий. Я не любитель агрессивной рекламы а-ля «купи-купи-купи», вообще не люблю все эти маркетинговые уловки, и, надеюсь, люди тоже устают от них, как и я. Так что никаких giveaway и лайктаймов, это не ко мне! Вот я, вот мои работы, а вот даты, когда я буду в вашем городе. Если человек смотрит на мои фото, и внутри него что-то на них отзывается – значит он мой, будем делать сказки.
Какие у тебя планы на ближайшее будущее?
Ближайшая неделя – Сочи, Москва. Вообще путешествовать, фотографировать и шить платья. Я занимаюсь аксессуарами: кокошниками, коронами, боди, крыльями, различными масками, и отделкой платьев — в основном, вышивкой. В целом, я больше не шью, а вышиваю или плету. Платья шьёт моя мама, то есть выполняет всю техническую и конструкторскую работу. Но придумываем наряды мы вместе. Иногда бывает, что я что-то шью… Но она куда чаще. Потом мы используем наши произведения на съёмках или сдаём в аренду. А ещё я записала несколько видеоуроков по обработке в фотошопе, скоро выложу.
Теперь небольшой блиц-опрос. Назови фотографов, которые вас вдохновляют.
Энни Лейбовиц, Кирсти Митчелл, Тим Уокер.
На что ты снимаешь?
Nikon d810.
Обложку какого журнала ты бы хотела снять?
Vogue, конечно. Туда берут в кокошниках?
Где искать мотивацию для развития?
В людях, которые делают что-то лучше, чем вы.
Назови свои положительные и отрицательные качества.
Я типичный лев – и по знаку зодиака, и по характеру – добрый, щедрый, помогающий. А ещё инертный, сомневающийся, не слушающий чужие мнения.
Твой неформальный девиз по жизни.
Твори добро!