Интервью со стюардессой

Интервью со стюардессой

Автор:
@martasolo
48

Марта убедит любого, что летать не страшно, а как раз наоборот

Работа стюардессой — пожалуй, самая романтичная из всех профессий, мечта любой девушки. А вот наша героиня Марта Соло не всегда хотела в авиацию, но когда загорелась этим, её было уже не остановить! И даже рост в 163 см не стал помехой. История Марты показывает, как важно верить в себя и идти до конца. Ведь награда — это жизнь мечты и возможность помогать людям относиться к небу как к другу.

Марта, ты работаешь стюардессой в ОАЭ и ведёшь блог об этом в Instagram. Расскажи, как ты пришла к небу?

Я веду блог стюардессы уже больше двух лет. Сначала хотела писать про жизнь в Дубае и иногда о рабочих буднях экипажа, но увидела, что людям очень любопытно узнать, что же происходит на борту самолета на самом деле, тогда я и ушла с головой в небо.

Я приехала в Дубай семь лет назад как продавец-консультант в мебельный отдел магазина Bloomingdale’s и пробыла там полтора года, параллельно подавая заявки в разные авиакомпании. В одну – не прошла. В другую – отказалась сама. И на третий раз получила заветное письмо с поздравлениями. Причина моей настырности была прагматичная: в Дубае дорого жить, а в авиакомпаниях хорошо платят (улыбается).

Но о работе в команде экипажа я мечтала с 18 лет. Однажды увидела, что стюардесс набирает наша белорусская авиакомпания “Белавиа”, прочитала критерии. Среди них было: рост 165+ см и стопроцентное зрение. Тогда я носила очки, а мой рост остановился на 163 см – я вздохнула и забыла.. В Дубае осуществить мечту оказалось реальнее!

Может быть, в выпускных классах школы у тебя были колебания, куда пойти, чем заниматься, или ты чётко решила, что твоя стихия — небо?

В выпускных классах у меня не было даже идеи, кем я хочу стать! Но в университете, в котором училась моя сестра, открыли новый факультет — «Издательское дело и полиграфия» — для поступления нужно было сдавать как раз те предметы, в которых я была сильна: английский и русский. Я поступила.

А небо… После моего первого полета в роли пассажира у меня так сильно заложило уши, что на несколько дней я перестала слышать. Тогда я убедилась, что это точно не мое и перестала думать о работе в экипаже.

Каково это — учиться на стюардессу?

Учеба полностью проходила на английском. Мы заучивали много авиационных терминов, мне приходилось переводить их со словарем, надписывать сверху перевод, пока я не стала полностью владеть терминологией.

Обучение длилось 2,5 месяца. Первый – теория техники безопасности: как открывать двери, как вести себя при пожаре и в других экстренных ситуациях. Второй месяц – практика. Мы открывали двери, отрабатывали команды и практиковали сценарии эвакуации. Последующие две недели — основы первой медицинской помощи. И еще две недели мы обучались сервису: как общаться с пассажирами, как приготовить и разогреть еду.

Было очень интенсивно! Учеба начиналась в 7:30, а заканчивалась в 16 часов. 5 дней в неделю. Дома надо было повторять, ведь раз в неделю устраивали экзамены. Один раз не сдал — есть шанс пересдать. Если не успеваешь в учёбе тотально, могли исключить.

Ночи были бессонными, а дни — очень информативными. Во время тренинга даже был комендантский час — 23:00, позже возвращаться в общежитие было нельзя.

Рейсы в какие страны тебе больше всего нравятся и почему? И есть ли нелюбимые рейсы?

У меня несколько любимых рейсов. В Японию, потому что японцы очень уважительно относятся к экипажу и к самолету. После рейса салон настолько же чистый, как и до. Нравится летать домой: уже знаешь, чего ожидать от пассажиров. Что чай обязательно будут просить с лимоном, а из соков самым популярным будет томатный (смеется).

Нелюбимые рейсы… Ночные, потому что сбивается график. Вылет в полночь, прилетаешь обратно в 12 часов следующего дня. И не знаешь: то ли не спать до вечера, а потом отключиться, то ли поспать чуть-чуть, но в то же время вдруг ночью будет бессонница.

От чего зависит зарплата стюардессы? Сколько в среднем удаётся зарабатывать в месяц?

Зарплата зависит от того, как много ты летаешь. Приблизительную цифру можно посмотреть на сайте авиакомпании, когда подаешь заявку на работу. Есть базовая зарплата и ставка за каждый час полета. Если ты летишь куда-то с ночевкой, то дополнительно дают деньги на питание. Например, если прилетаешь утром, дают деньги на обед и ужин.

Можешь ли выделить поведение пассажиров, которое расстраивает бортпроводников?

Несоблюдение правил техники безопасности. Например, пристегнуть ремни – несоблюдение грозит травмой во время турбулентности. Еще неприятно, когда грубо обращаются с экипажем.

Поделишься самой забавной историей, которая случалась с тобой на борту самолёта?

Забавных историй очень много (смеется). Например, недавно спросили, есть ли у нас «dolphin bread». Мы с коллегами долго думали… Оказалось, что это круассан. Доля правды есть, по форме он напоминает дельфина. Или говорят «черный кофе с молоком». Черный и подразумевает, что он без молока. А с молоком — кофе с молоком.
Или когда встречаем одного и того же пассажира из рейса в рейс. Он уже шутит, что пора и ему зарплату начислять как члену экипажа.

Приходилось ли попадать в экстремальные ситуации в воздухе?

Ситуаций у меня, считаю, не было. Да была турбулентность, но не такая сильная, как у коллег, когда летали бутылки и пассажиры были перепуганы.
В грозу летали, но все было нормально. У знакомых молния ударила в самолет. Это не столь опасно, но случаи в истории бывали.

Какое самое главное качество, на твой взгляд, нужно для работы стюардессой?

Самое главное качество для стюардессы – это умение подстраиваться под расписание и коммуникабельность.

Ведь происходит так, что кто-то из пассажиров ждал транзита в аэропорту целые сутки, кто-то опаздывал на рейс и нервничал, кто-то боится летать. И тут их закрывают на N-ное время в самолете. Ты не выйдешь на следующей остановке — двери закрыты до конечной.
Поэтому еще у стюардессы должна быть любовь к своей профессии. Если ты не можешь справиться с какими-то неурядицами, начнется раздражение, которое через время приведет к депрессии, а пассажиры всё видят и замечают.

Не могу не задать несколько банальных и стереотипных вопросов. Скажи, бывает/бывало ли тебе страшно летать?

Мне бывало страшно, когда я покупала билет на самолет авиакомпании, о которой я не слышала до этого. Но вообще я понимаю, что самолеты проверяют и готовят перед каждым полетом, а всю команду экипажа (пилотов и бортпроводников) тщательно обучают.

Как стюардессы относятся к аплодисментам пассажиров после полёта?

Я воспринимаю их как торжественное завершение полета! Что пассажиры рады приземлиться, им понравился полет. Я знаю, для некоторых полет — это стресс, и они рады снова оказаться на земле. Пилоты, к сожалению, не слышат аплодисменты, потому что дверь в их кабину закрыта. И на посадку они всегда надевают наушники, через которые контактируют с диспетчерским пунктом. Поэтому все аплодисменты принимают на себя стюардессы. Но докладывают об этом пилотам (улыбается).

Не надоедает ли стюардессам всегда улыбаться?

Улыбка — это часть униформы, что ли. Если я иду по улице, то могу и не улыбаться, но если я в аэропорту, то всегда хочется улыбаться. Когда-то прочитала фразу: «Улыбка – это универсальная одежда. Один размер подходит всем». Я с этим согласна.

Как часто приходится работать с мужчинами-бортпроводниками?

На каждом рейсе. Стараются так миксовать, чтобы в команде был хотя бы один, а лучше — два парня. С ними весело работать и они всегда предлагают помощь.

Что вы делаете, когда начинается турбулентность, а кто-то из пассажиров сильно боится?

Мы просим пассажира дышать равномерно, а сами спокойным голосом рассказываем, что турбулентность – это обычное явление, что сейчас мы просто пролетаем в зоне плотных облаков. Что капитаны видят это на своих экранах и принимают действия. Что турбулентность не опасна для самолета, а только для тех, кто не пристегнут, а так как вы пристегнуты, все будет в порядке. Обычно люди успокаиваются.

Как устроен твой рабочий график? Есть ли возможность самой выбирать рейс или напарника? Как проходит твой рейс от начала и до конца (что нужно делать)?

В конце каждого месяца нам выдают расписание на следующий. Мы можем выбирать направления, просить выходные и рейсы с определенным напарником. Можно даже меняться рейсами, если совпадает время отдыха перед рейсом и длительность рейса.

Про обязанности и ход полета можно говорить очень много. Мы приходим на рейс за несколько часов до пассажиров, обсуждаем, как будет проходить рейс, знакомимся. Потом готовим салон, следуя определенным требованиям безопасности и комфорта. Раскладываем одеяла, наушники, проверяем, загружена ли еда. Когда приходят пассажиры, помогаем им найти свое кресло и подсказываем, как разместить ручную кладь. Когда все на борту, проверяем, чтобы багаж не был в проходе, а все полки были закрыты.

Дальше взлет, обед/ужин и все, что может случиться во время рейса (улыбается). Посадка и подготовка самолета либо к следующему рейсу, если летим обратно, либо для сдачи другой команде экипажа, если мы остаемся с ночевкой в пункте прилета.

Можно ли, на твой взгляд, побороть аэрофобию?

Некоторые люди ошибочно называют страх фобией. Если они хотят летать, но у них есть какие-то тревоги, нужно попытаться выявить их и объяснить. Кто-то просто боится турбулентности или не может спать сидя, например.

Полезно больше узнать о самолете и его внутренней «кухне» — я часто пишу об этом в постах. Недавно человек спросил, что это было: он зашёл на борт, увидел дым в кабине и испугался.
От незнания. На самом деле это был не дым, а пар, вызванный работой кондиционеров. Из-за разницы в температуре воздуха и влажности снаружи и внутри, он становится видимым. Если самолёт стоял на парковке где-то в жарком месте, он нагрелся. А когда пассажиры приходят на борт, кондиционеры включают на полную мощность, чтобы охладить салон. Отсюда и перепад. Если человек не знает этого, он может испугаться. А если знает, то все, у страха больше нет причин. Также и с турбулентностью, шумом в самолёте.

А вот если человек категорически отказывается летать, боится до паники, то это фобия. С фобией может помочь психолог.

За что ты любишь свою работу?

За то, что можно легко удивлять людей. Даже объяснив, что это за пар в салоне (смеется). Если человек не знает, куда вставить наушники, пробует, а ты проходишь, раз — и помогла ему. Его взгляд бесценен, будто произошла магия. Наверное, это. Чувство, что ты помогаешь.

И путешествия! Это неотъемлемая часть. Видеть новые страны, города..

Еще хорошие деньги, жизнь в Эмиратах.

И очень удобно: не надо думать, что надеть на работу (смеётся). Это всегда один и тот же костюм — униформа — и она очень изящная.

Как твои близкие относятся к тому, что ты редко бываешь с ними? Кстати, если взять месяц, то сколько из этого времени тебе удаётся находиться дома?

С близкими я вижусь несколько раз в год, они приезжают в гости, в Дубай.

Если взять месяц, то выходит 5-7 полётов. Рабочий день длится от нескольких часов, если это разворотный рейс, до трех-четырех суток, если мы остаёмся с ночевкой в другой стране. Между рейсами бывает 1–3 дня выходных, а минимум — 12 часов.

В общем, времени хватает, только нужно подстраиваться под ритм работы и чтобы близкие были понимающими. Потому что иногда мы возвращаемся с полета утром и нам нужно поспать.

Что для тебя твой блог в Instagram?

Сначала блог был просто записной книжкой, я писала разные мысли, цитаты. Со временем я узнала, какие темы нравятся людям, стала писать и получать много сообщений с благодарностями. Люди говорили, что после прочтения моих постов им было комфортней летать, они многое узнавали и стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Кто-то вдохновился стать стюардессой, кто-то — поменять жизнь и переехать в другую страну. А кто-то поменял свое отношение к этой профессии. Вы сами могли читать в интернете поверхностные комментарии, мол, «стюардесса — это простая официантка в небе». Так вот, я своими постами помогаю людям понять, что это на самом деле очень важная профессия с более ответственными обязанностями, чем просто раздать курицу в небе.

Я и сама стала узнавать новое о людях, возможно, моих будущих пассажирах. Так что блог — это взаимная выгода (улыбается).

Чем ты ещё занимаешься, кроме полётов и блога? Может, у тебя есть тайная страсть?

Это котики (улыбается). Сейчас я беру на передержку бездомных котов, я волонтер в организации, которая ищет им дом. И пока не найдут, они живут у меня. Раз в неделю я их отвожу на Adoption day — куда приходят люди, если хотят приютить питомца. Из моего дома получилось пристроить уже 12 котов.
Ещё я люблю писать. Хочу написать книгу — это моя новая мечта. Я знаю, что это реально, только требует усилий и времени, которого именно на это пока не хватает.

Ты уже думала о том, чем будешь заниматься, когда закончишь карьеру стюардессы?

Я еще не знаю, когда решусь на это (улыбается). Но точно продолжу путешествовать, попробую модный нынче фриланс. Возможно, к тому моменту, появятся новые удаленные профессии. Не вижу себя в офисе, хотя если это офис популярного тревел-журнала, где я буду соавтором —возможно.

Как ты думаешь, если бы не стюардессой, то кем бы ты работала? Можешь ли представить себя в другой сфере?

Я бы использовала свое образование и стала редактором или журналистом, работала в СМИ. Или в сфере туризма. В общем, я бы продолжала делать то же, что и сейчас, только немного по-другому.

Какой видишь себя через десять лет?

Через десять лет мне будет 40, так что вижу себя с семьей и по-прежнему занимающейся любимым делом — будь то путешествия, блогерство или что там еще придумают через десять лет. Не исключаю и полеты, но уже в частных авиалиниях. Или поищу работу, связанную с авиацией, на земле.

*Компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в России экстремистской организацией.
Фотошоп-троль, который понимает запрос на обработку буквально, 20 фото

Фотошоп-троль, который понимает запрос на обработку буквально, 20 фото

Грандиозная Советская высотка, которую мы никогда не увидим

Грандиозная Советская высотка, которую мы никогда не увидим

Случаи, когда искусственный интеллект выдает не то, чего ожидаешь, 7 картинок

Случаи, когда искусственный интеллект выдает не то, чего ожидаешь, 7 картинок

Фотографии, на которые надо посмотреть дважды, прежде, чем поймешь что там

Фотографии, на которые надо посмотреть дважды, прежде, чем поймешь что там

Новая порция картинок с Путиным от нейронки,  29 фотографий

Новая порция картинок с Путиным от нейронки, 29 фотографий

Есть о чем рассказать?
Хочешь стать героем интервью?