Татьяна Битюгина – пилотесса вертолёта Ми-8

Татьяна Битюгина – пилотесса вертолёта Ми-8

Автор:
@pilottatiana
251

#небонутость – это диагноз, и вылечиться от этой болезни нереально

«Ощущение полёта – интересно, как это. Нужно сначала попробовать, а потом уже поступать в лётное училище. А вдруг я высоты боюсь? Или меня будет тошнить? Может, я совершенно не способна управлять воздушным судном..?», – такие мысли были в голове Татьяны, когда она только определялась с профессией. Подобные метания знакомы многим, но пойти в авиацию, будучи девушкой – очень серьёзный шаг даже по современным меркам. Сомнения Татьяны Битюгиной остались далеко в прошлом, на смену им пришла уверенность в собственном выборе и чёткое понимание, что значит быть пилотессой вертолёта.

Твой отец – в прошлом лётчик, в настоящем – музыкант. Наверняка, у тебя было интересное детство. Расскажи немного о нём.

Бывших лётчиков не бывает. Моё детство прошло в семье музыканта, летать папа перестал ещё до моего рождения и вырастить из меня хотел пианистку. Но не срослось: музыкалку я ненавидела, била локтями по клавишам и занималась из-под палки. А вот в авиацию пришла сама, папа о небе особо не рассказывал.

То есть предпосылок к тому, что ты пойдёшь по следам отца, не было?

Не было, абсолютно. До 10 класса. Хотела уйти в колледж, искала интересную профессию, которая могла бы меня зацепить. Увидела объявление о наборе на программу «Юный пилот» и подумала, почему бы и да?

В подростковом возрасте ты сменила несколько учебных заведений и остановилась на морской кадетной школе. Почему так вышло? Что тебе дала учёба именно там?

Меняла из-за переезда, потому что было скучно либо не устраивало качество образования. Пошла в кадетку из-за того, что там был договор на прохождение первоначальной лётной подготовки в Авиационном учебном центре, а также парашютная подготовка – решила попробовать. Очень благодарна своей кадетской школе: она познакомила меня с небом, закалила характер, приучила к дисциплине.

В школе ты профессионально занималась спортом. Расскажи, каким и почему пришлось его оставить?

Да, занималась мас-рестлингом, парашютным спортом, баскетболом. Оставила, потому что нет времени, а также из-за травмоопасности. Здоровье превыше всего, поэтому теперь плавание, ходьба, тренажёрный зал, и никаких соревнований.

Из твоих постов в Инстаграм можно понять, что определиться с будущей профессией было нелегко. Какие были варианты и почему выбор всё-таки пал на лётное училище?

Изначально хотела поступать в медицинский. Искала интересную и полезную профессию, но так как не очень люблю избыточное общение с людьми, отказалась от этого варианта. А однажды поднявшись в небо, не смогла с ним расстаться.

Что было самым запоминающимся за годы учёбы?

Учебная практика. Первый день рождения в небе, первый самостоятельный полёт, выпускной полёт. Такое не повторится больше никогда.

Ты не планировала связывать жизнь с вертолётами, но в итоге летаешь на Ми-8. Расскажи эту историю.

Изначально меня взяли в авиакомпанию на самолет Як-40, но на Ми-8 была нехватка лётного состава, поэтому предложили переучить на вертолёт. Я и согласилась. Получить место в авиакомпании удалось благодаря Галине Валерьевне Саповой. Это замечательная женщина, командир на Ми-8. У неё более 10 тысяч часов налёта на этой машине. Она не понаслышке знает, как тяжело женщине пробиться в авиацию. Именно она решила помочь малознакомой девочке, спросила у руководства, нет ли в компании вакансий. Генеральный директор, довольный её работой, предложил мне должность.

В чём ты видишь особенность работы именно на вертолёте Ми-8, чем уникальна эта машина?

Это самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире. Судно первого класса. Тяжёлый, своенравный. Машина инертная, мощная, к управлению которой надо приноровиться. В двух словах не расскажешь.

Не жалеешь, что жизнь не связала тебя с самолётами?

И да, и нет. Вертолёт – моя судьба, кормит меня и мою семью, я искренне люблю эту машину, но это и моё проклятье тоже. Несмотря на самолётное образование меня не хотят брать на самолёт после трёх с половиной лет работы на винтокрылой машине. Но на своём месте я приобрела колоссальный опыт и познакомилась с невероятными людьми. Всему своё время, ещё и Boeing освою, я уверена.

Ты пишешь, что вертолётная авиация – это «не белые рубашки и гостиничные номера, это тундра, поля, грязь по колено, постоянный запах керосина и вагончики на нефтяных станциях». В чём ты видишь особенность этой работы?

Это точно работа не для слабых духом. Ты почти постоянно в стрессе, тяжелых условиях и вдали от дома.

В каких областях/городах уже удалось поработать?

От Нового Уренгоя до Москвы. Тюмень, Сургут, Ярославль, Брянск, Пенза, Йошкар-Ола – всего и не вспомню.

Были ли в твоей практике опасные моменты?

Первое, что вспоминается – отказ одного двигателя и замыкание автопилота на висении, но было не критично, всё обошлось.

Были ли у тебя какие-либо страхи, связанные с полётами, удалось ли их перебороть?

Нет, никогда не было.

Тогда так: есть ли у тебя внутренние переживания по поводу профессии?

Никаких страхов по поводу авиации не испытываю. Вообще.

Насколько в авиации важна «слётанность» экипажа, совпадение темпераментов?

В вертолётной авиации это очень важно, особенно когда в командировке подолгу вместе живём и работаем одним составом. Это гарант комфорта и безопасности.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать пилотом? Какие из них тебе удалось в себе развить, а какие – пока нет?

Для пилота важна стрессоустойчивость, ответственность, аккуратность, смелость, дисциплинированность, гибкий ум, умение держать свои эмоции под контролем. Думаю, мне вполне удалось развить эта качества. Но всегда есть, над чем поработать, к чему стремиться.

Поменялась ли твоя система ценностей за время учёбы и работы?

Думаю, нет. Единственное – я стала больше ценить время, проведенное дома с семьёй.

В своём блоге ты чётко выражаешь позицию по многим важным вопросам. Например, о дискриминации женщин в авиации. Пилот ведь не запрещённая профессия для российских женщин, но как девушке в неё «пробиться»?

Нужно иметь чётко поставленную цель, невероятное упорство. Быть готовой, что тебя будут «отфутболивать» не один раз, но не опускать руки и не давать эмоциям взять верх.

Какой путь в этом плане тебе пришлось пройти? В каких ситуациях ты понимала, что нужно менять законодательство в этой области?

Менять необходимо не законодательство, а содержимое в головах людей. В них настолько плотно въелись стереотипы о «женском» и «неженском», что это мешает мыслить здраво. Самое интересное, что даже многие девушки верят в то, что их место исключительно на кухне, а предназначение – в рождении детей, и боятся даже попробовать осуществить мечту. Я знаю много примеров пилотесс – счастливых жён, матерей и прекрасных профессионалов своего дела. К сожалению, большинство из них не у нас в стране.

У вас «чисто женский» экипаж? Командир воздушного судна – опытная женщина-пилот. Как вам работается вместе?

Не «чисто женский»: с нами работает бортмеханик, женщин в этой профессии нет. Вместе работается прекрасно, я считаю, что у нас идеально подобранный, совместимый и слётанный экипаж.

Как на такие экипажи смотрят руководители и другие сотрудники?

Одни – с восторгом, другие – с удивлением и скептицизмом, третьи – негативно. Равнодушных нет.

Феминизм сейчас в топе общественных течений. Ты поддерживаешь его идеи?

Да, я за равенство, но, к сожалению, чаще всего люди воспринимают феминизм негативно, берут за «эталон» его радикальное направление, думают, что женщины пытаются поставить себя выше мужчин, якобы это от ненависти к мужскому полу. Но всё, конечно, не так.

Как ты говоришь об этом в своём блоге в Инстаграм?

Я просто хочу показать на своём примере, что девушка может успешно работать пилотом, выполнять свои обязанности. Чтобы девочки не боялись исполнять свои мечты и пробовали, не слушали тех, кто говорит, что они неспособны. Все ограничения в головах людей.

Почему и при каких обстоятельствах ты завела блог?

Просто однажды пришла идея, что стоит поделиться своими мыслями, красивыми фотографиями. Подумала, что это может принести какую-то пользу как мне, так и другим людям.

Можешь описать свою аудиторию?

В основном это молодые девушки, либо мужчины, которые связаны с авиацией. На меня подписываются пилоты, техники, бортпроводники.

Часто ли помогаешь подписчикам в каких-то вопросах?

Бывает, что спрашивают по поводу работы, поступления, узнают, с какими проблемами можно столкнуться, просят совета. По мере сил стараюсь отвечать всем.

Какую цель ты преследуешь, что хочешь донести?

Мысль о том, что каждый способен заниматься тем, что ему хочется. Что девушки-пилотессы есть и они не хуже мужчин справляются со своими обязанностями.

Каким ты видишь авиацию будущего?

Это равная авиация, полная порядка.

Теперь небольшой блиц-опрос. Кого ты считаешь примером в профессии?

Галину Валерьевну – командира воздушного судна, на котором мы работаем, а ещё российскую пилотессу Светлану Капанину.

Твоё самое большое достижение?

Двукратная бронза на Чемпионае России по мас-рестлингу.

Топ-5 приложений, которыми ты пользуешься каждый день?

Музыка, Телеграм, Инстаграм, камера и калькулятор.

Компания, в которой ты бы хотела работать?

Не могу назвать конкретную, но хотела бы работать на большом лайнере в крупной европейской компании.

Какая бы цитата могла бы лечь в основу твоего личного гимна?

Ты верен весь одной струне,
И не задет другим недугом.
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна как страсть любви пылка,
И жадно льнёт к земле всецело.
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.

*Компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в России экстремистской организацией.
30 потрясающих фотографии До и После людей, которые полностью преобразились

30 потрясающих фотографии До и После людей, которые полностью преобразились

30 скандинавских домов с зелеными крышами, которые выглядят как в сказке

30 скандинавских домов с зелеными крышами, которые выглядят как в сказке

Фотошоп-троль, который понимает запрос на обработку буквально, 20 фото

Фотошоп-троль, который понимает запрос на обработку буквально, 20 фото

Грандиозная Советская высотка, которую мы никогда не увидим

Грандиозная Советская высотка, которую мы никогда не увидим

Случаи, когда искусственный интеллект выдает не то, чего ожидаешь, 7 картинок

Случаи, когда искусственный интеллект выдает не то, чего ожидаешь, 7 картинок

Есть о чем рассказать?
Хочешь стать героем интервью?